Топхотелс против фейков
или как помочь нам делать честный рейтинг

Задумывались ли вы, как формируется рейтинг отелей на Топхотелс, и почему он гораздо сложнее, чем на других ресурсах?

Сегодня мы решили (честно) рассказать вам о нашей борьбе с фейковыми отзывами. И о том, как делать рейтинг, которому доверяют миллионы, вместе с нами.

1.

Как и зачем создаются фальшивые отзывы об отелях

Мы уже не представляем своей жизни без покупок в Сети – хвала маркетплейсам! Но у легкой жизни, где абсолютно любой товар можно достать по клику в Интернете, появилась и обратная сторона. В борьбе за покупателя продавцы пишут себе хвалебные отзывы и крадут наше доверие к честным продавцам.
И отели тут – не исключение.

Справка:
По данным исследования института НАФИ, рейтинг доверия к отзывам среди опрошенных с 2021 по 2024 год снизился с 61% до 29%. Агентство Markway, занимающееся исследованиями в области репутации, выяснило, что 75% российских пользователей сталкивались с фейковыми отзывами в сети.

Фальшивые отзывы на отели появляются в Интернете тремя способами:

  • Сотрудники отелей пишут отзывы сами. Такие рецензии нетрудно вычислить по локальным IP-адресам, совпадающим с адресом отеля. Часто туристы пишут реальные отзывы из отелей, и ниже мы расскажем вам, чем они отличаются от фейков.
  • Специальные компании или фрилансеры занимаются созданием положительных откликов за деньги.
  • Отзывы пишет нейросеть. С появлением Chat GPT и подобных ботов писать фейковые отзывы никогда еще не было так просто! Именно нейросети – главные производители фейков в Интернете прямо сейчас. Обычно создатель отзыва даже не старается – придумывает пару слов от себя, а остальное пишет бот.

Специально для вас мы выбрали случайный подозрительный отзыв, и его анализ показал, что он почти на 95% написан нейросетью, и лишь 5% слов добавил человек.

2.

Как Топхотелс добивается честного рейтинга

Рейтинг отелей на Топхотелс – эффективный инструмент в русскоязычном Интернете. На него ссылаются туроператоры и различные туристические проекты, ежегодное количество посетителей – 60 миллионов пользователей.

3.

Сложная система оценок отзывов на Топхотелс

Рейтинг на Топхотелс – это не просто одна цифра, а целая система оценок. Они выставляются по годам – за последние 5 лет. Бывает, что качество услуг отеля резко падает, или, наоборот, улучшается, и тогда рейтинг отеля меняется.

Отдельно публикуется оценка сервисов, процент рекомендаций и общее количество отзывов. Все вместе формирует у туриста максимальное представление об отеле. А еще ликвидирует все попытки накрутить рейтинг, ведь при таком разделении это стало бы слишком заметным.

Главное: рейтинг отеля формируется только на основе развернутых отзывов.

Но, небольшие рецензии мы тоже публикуем. Их три типа:

  • благодарность (мы всегда рады, когда туристы высказывают слова поддержки отелю)
  • претензия (когда в отзыве указан один негативный аспект и больше ничего)
  • мини-отзыв (отзыв менее 1000 знаков или тот, в котором нет подробного описания услуг отеля, сервисов, плюсов и минусов).

Эти отзывы не могут повлиять на рейтинг отеля, о чем мы сообщаем в сноске над самим отзывом.

И вот почему. Короткий твит очень легко написать – зарегистрировался, придумал пару общих предложений, – и вуаля! – отзыв появился на сайте. Таким образом можно штамповать фейковые отзывы тысячами – нет-нет, и какой-нибудь из них пробьется сквозь модерацию. Подобные рецензии действительно улучшают рейтинг, однако никакой информативности и пользы для других пользователей не несут. К сожалению, именно так и происходит на многих международных ресурсах.

  • Платформа Топхотелс борется за честный рейтинг отелей с момента основания, то есть с 2003 года. За 21 год мы прекрасно поняли, что такая система нам не подходит.

Поэтому мы взяли за правило: отзывы, влияющие на рейтинг, не должны быть маленькими короткими “твитами”. Создание отзыва на Топхотелс всегда проходит по развернутому шаблону:

  • оценка отеля
  • добавление фото, видео
  • написание отзыва
  • доп. информация
  • подтверждение
  • публикация

По этой причине отзывов на нашей платформе всегда гораздо меньше, чем на других альтернативных площадках. Однако они гораздо качественнее и информативнее для пользователей.

4.

Сильная модерация отзывов на Топхотелс

После написания отзыв проходит несколько этапов проверки:

Этап 1. Рецензия, которая кажется нам сомнительной, маркируется как “подозрительная”, и еще раз проверяется на наличие актуальной информации.

Этап 2. У пользователя запрашивается дополнительная информация, например, подтверждение проживания в отеле.

Этап 3. Бывает, что отель хитрит и к фейковому отзыву прикрепляет ваучер туриста. Но нас так просто не проведешь! В этом случае мы проверяем подлинность аккаунта. Изучаем отзывы на другие отели и IP-адрес, с которого они публикуются. Профиль пользователя на Топхотелс может рассказать нам и другим пользователям многое: где был он, какие направления больше нравятся, как давно он зарегистрирован. И, самое главное, реальный ли это человек, или бот.

Этап 4. Если отзыв не прошел проверку, и мы уверены, что это фейк, он удаляется, а аккаунт блокируется.

5.

Обратная связь между пользователями и нами

Мы сделали общение пользователей платформы максимально простым и прозрачным и дали возможность путешественникам самим уточнять информацию у авторов отзывов.

Если в тексте не хватает ценных деталей, другие пользователи могут попросить добавить их в отзыв. Например, туристу не хватило информации о балконе, и автор отзыва добавил дополнительные видео и фото:

Это придало тексту отзыва еще большей достоверности.

В Топхотелс существует функция обратной связи, которая дает любому зарегистрированному пользователю возможность указать нам на отзывы, которые по каким -то причинам кажутся подозрительными. И мы очень благодарны таким обращениям!

  • Если вы не уверены в честности отзыва, который прочитали, обязательно расскажите нам об этом. Мы разберемся и пришлем ответ.

Вы тоже хотите помочь нам в борьбе с фейками? Тогда следующий пункт для вас! Ведь только общими усилиями вот уже двадцать лет мы создаем самый прозрачный рейтинг отелей, которому доверяют миллионы путешественников – рейтинг отелей Топхотелс.

6.

Как самому распознать фейковый отзыв?

Главное правило: фальшивые отзывы всегда создаются по одному и тому же сценарию. Очень редко, когда для их создания применяется особая фантазия.

Основные маркеры, которые указывают на то, что отзыв подозрительный:

  • В нем нет конкретики, лишь одни сплошные восторги и “пятерки” или, наоборот, один негатив.
  • Нет описания недостатков.
  • На фото совсем нет людей или они “обезличены”.
  • Аккаунт пользователь зарегистрирован недавно, и у него всего 1 отзыв.
  • Если отзыв пишет нейросеть, она всегда создает его по одним и тем же паттернам: повторяющиеся восторженные эпитеты, общие характеристики и, опять же, никакой конкретики.

Иногда отельеры настолько ленятся, что не редактируют текст, который создала нейросеть, и вставляют его целиком вместе с промтом (запросом для нейросети). Получается очень смешно:

7.

Несколько интересных фактов об отзывах от главного редактора Топхотелс

  • Читайте отзывы от путешественников, написанные на русском языке, а потом уже переходите к иностранным. Рецензии от наших туристов намного информативнее. Все дело в менталитете.

    Изучать отзывы, написанные на русском языке, не просто удобно, но еще и полезно. Вы спросите, разве есть разница? Да.

    Команда Топхотелс изучила множество отзывов на популярных международных ресурсах, и выяснила, что иностранным путешественникам зачастую важна “общая атмосфера отдыха, а не сам отель”. В своей рецензии они могут описать вещи, не связанные с гостиницей, например, инфраструктуру городка, в котором она находится, или специфические вещи вроде “далеко ли можно прокатиться на велосипедах из гостиницы”. При этом самому отелю могут поставить 3 звезды из 5, не аргументируя почему.

    А вот нашему туристу нужна конкретика: что дают на завтрак, обед и ужин, какие очереди в столовой, и грубит ли персонал. Все это он обязательно опишет в развернутом отзыве и оценит сам отель, а не то, что за его пределами. Конкретика – именно то, что нам и нужно.

  • Верьте качеству, а не количеству: там, где очень много отзывов и высокий рейтинг – возможна накрутка.

    Давайте на секунду забудем про отели и перенесемся на сайт какого-нибудь маркетплейса. Выбирая среди двух карточек похожих товаров, доверьтесь той… где меньше отзывов. Допустим, у одной из них – более 2 тысяч отзывов и сплошные пятерки, ведь остальные отзывы просто теряются в общей массе. У другой карточки отзывов всего около 100, а рейтинг тот же - 4,8. Из двух карточек выберите вторую. Очень редко за короткий промежуток времени (год или два для карточки товара – это ничтожно мало) может появиться такое количество отзывов, тем более хвалебных. Это – яркий маркер того, что продавец может накручивать рейтинг.

    Реальные люди не всегда предпочитают писать отзывы, а если уж и пишут их, стараются описать все стороны товара, в том числе и негативные. В первую очередь обращайте внимание на отзывы с фото и видео, потому что к их написанию подошли максимально серьезно.

    А теперь вернемся к отелям. Именно по этой причине рейтинг некоторых гостиниц на сайте Топхотелс имеет меньшее количество отзывов, как на других сайтах. А ведь его посещает 6 миллионов пользователей в год! Все потому, что фейковые отзывы отсеиваются, а реальные люди оценивают отель…как реальные люди. И тогда рейтинг в 4,5 становится более эффективным показателем качества, чем 5 звезд на других порталах.

Заключение

Ключ к идеальному путешествию – выбор идеального отеля. А он всегда базируется на честном рейтинге. Поэтому чистота отзывов для нас – это не просто вопрос репутации, а качества вашего отдыха.

Давайте делать честный рейтинг вместе!