Овербукинг в отелях: что это такое, и как его избежать

Мы любим путешествовать с комфортом. И, к счастью, согласно статистике, 95% поездок проходят именно так, как запланировано. Однако к некоторым неприятным (но лишь вероятным!) ситуациям в путешествиях нужно быть готовым и знать, что такие случаи действительно могут произойти. Помните наш любимый девиз: “Предупрежден - значит вооружен!”

Сегодня поговорим об овербукинге в отелях.

1.

Что это такое

Овербукинг (дословно с английского “сверхбронирование”) - практика отелей и авиакомпаний продавать большее количество билетов или броней, чем мест, из расчета на то, что не все клиенты воспользуются услугами. Овербукинг может произойти как в гостинице, так и в аэропорту, когда при наличии купленного билета пассажира могут пересадить на другой рейс.

Овербукинг случается редко, однако в такую ситуацию может попасть абсолютно любой турист. Вдвойне неприятно, когда он происходит после долгого перелета ночью, и сил выяснять обстоятельства просто нет.

Для авиакомпаний и отелей подобная схема по снижению расходов очень выгодна, ведь всегда есть вероятность, что кто-то опоздает на рейс или не приедет в отель. По статистике, случаев овербукинга действительно немного, например, у авиакомпаний это всего 0,07 на 10 000 пассажиров. Кстати, хитрая стратегия по продаже большего количества мест, чем пассажиров, появилась не сейчас, а еще в далеких 1970-х годах в американских авиакомпаниях.

К сожалению, отзывы на Топхотелс доказывают, что больше всего случаев овербукинга приходятся на отели Турции и Египта.

2.

Как действовать

Редакция Топхотелс опросила экспертов и собрала их советы в краткую рекомендацию. Итак, если вы все же попали в овербукинг, мы советуем действовать следующим образом:

Шаг один: сохраняйте спокойствие

В неоднозначных ситуациях на отдыхе мы настоятельно советуем туристам не скандалить и стараться держать себя в руках. Мы уже однажды заявляли и говорим снова: “Скандалистов никто не любит и вести с ними диалог не будет”. О том, как сохранять спокойствие при форс мажорах на отдыхе, мы писали в нашем большом материале.

Шаг два: уточните, какие у вас есть варианты

При овербукинге гостиницах нет четкого регламента, поэтому каждая действует по-своему. Вот лишь некоторые варианты событий, которые может предложить гостям отель или принимающая сторона туроператора (если тур бронировался через него):

  • Переселить в другую гостиницу. Самая распространенная тактика, при которой предлагается отель аналогичного или даже более высокого класса. Иногда туристу это даже выгодно, ведь новый отель может быть дороже забронированного.

    Если вы соглашаетесь на переселение в другую гостиницу, всегда заранее уточняйте следующие аспекты:

    1. Категорию отеля (звёздность, наличие хороших отзывов)

    2. Расположение (адекватно изначально забронированным условиям)

    3. Какие бонусы готовы предоставить (бесплатный ужин, массаж, экскурсия и т.п.)

  • Переселить в номер другого класса. Отель может предложить туристу переехать на время или на весь отпуск в свободный номер. Вот здесь часто бывают разногласия, ведь некоторые не очень добросовестные гостиницы предлагают туристам на время заселиться в номер класса ниже. О том, как действовать в таких случаях, читайте в нашем материале тут.

  • Компенсация. В редких случаях отель или туроператор могут предоставить компенсацию за бронь номера.

Шаг три: все фиксируйте, получайте письменное подтверждение и требуйте компенсации

Показать уверенность в своих правах – уже половина успеха. Помните: если вам не предоставили услуги полностью, или они вас не устроили, вы всегда можете требовать денежную компенсацию у туроператора и сервиса бронирования. Вы также имеете право обратиться в суд, ведь турист в России защищён законом "О защите прав потребителей", а при бронировании через зарубежные платформы — правилами оферты на сайте. Для доказательства овербукинга вы должны взять официальное письменное подтверждение отказа в услуге, которое отель обязан предоставить. После получения бумаги на руки свяжитесь туроператором и сервисом бронирования. Если проблема не решается, двигайтесь по вертикали: подайте жалобу в Ассоциацию туроператоров или обращайтесь в суд.

3.

Как избежать овербукинга

К сожалению, у редакции Топхотелс нет надежного рецепта избавления от такой, мягко говоря, неприятной ситуации. Однако всегда можно снизить шансы попасть в овербукинг.

  • Читайте отзывы на Топхотелс. Если отель практикует овербукинг на постоянной основе, об этом обязательно напишут наши пользователи.

  • Бронируйте напрямую или через надежных агрегаторов. Риск овербукинга минимизируется, если бронировать на сайте гостиницы, а не у посредника. Если используете сайты-агрегаторы, прочитайте их условия и выбирайте самые надежные платформы. Так, например, Booking.com или Ostrovok.ru дают гарантию заселения или альтернативу, если номер недоступен.

  • Подтверждайте бронь за 2–3 дня до заезда. Позвоните или напишите в отель напрямую, чтобы предупредить отель. Все письма лучше распечатать и взять с собой.

  • Зарегистрируйтесь в программе лояльности отеля. Администрация гостиницы очень ценит постоянных гостей, и будет делать все, чтобы гости, которые участвуют в программе лояльности, получали только приятные бонусы и воспоминания, а не дополнительные проблемы.

  • Старайтесь избегать поездок в Турцию и Египет в национальные праздники. По статистике, шансы попасть в овербукинг в мусульманских странах повышаются в Курбан-Байрам и другие религиозные праздники, когда отели переполнены местными гостями.

  • Оформляйте расширенную страховку. Некоторые страховые компании, например, “Евроинс туристическое страхование”, относительно недавно начали предлагать к полисам дополнительную опцию, которая обеспечивает защиту от овербукинга. Однако покрыть все убытки она пока не может, поэтому заранее уточняйте ее условия.

4.

Заключение

Овербукинг на отдыхе - ситуация неприятная, но все же маловероятная. Если знать свои права и сохранять спокойствие, то скорее всего, даже в случае овербукинга вы прекрасно отдохнете и получите массу эмоций, которыми, надеемся, поделитесь с читателями Топхотелс.